Также необходимо обновление контейнерной базы
Заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова, выступая на Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2023), предложила заложить в федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов средства на содержание объектов транспортно-логистической инфраструктуры, используемых для северного завоза и находящихся в федеральной собственности, с учетом приведения этих объектов в нормативное состояние. Кроме того, по ее мнению, бюджетные ассигнования могут быть направлены на возмещение транспортных расходов при доставке социально значимых товаров и на обновление контейнерной базы при осуществлении доставки грузов, сообщает пресс-служба ФАНУ «Востокгосплан».
«Первая проблема — особенности транспортно-логистической системы края. Прежде всего это высокая изношенность портов, а также ограниченность инфраструктуры перевалки, хранения и транспортировки продукции в порту Владивосток, куда поступают грузы из европейской части страны железнодорожным транспортом. Средний срок доставки грузов из центральной России — 30 дней (железнодорожным и морским транспортом) и 14 дней (только морским транспортом). Решением вопроса может стать Северный морской путь, возможный годовой объем поставки продуктов питания на Камчатку по СМП составляет порядка 50 тыс. тонн контейнеризированных грузов. Однако развивать этот маршрут мешают высокие тарифы на перевозку, необходимость отправителю грузов самостоятельно искать контейнеры, сопровождать, обслуживать груз и доставку до конечного потребителя, а также проблемы портовой инфраструктуры и малое количество рейсов. Вторая проблема — высокий уровень розничных цен из-за высоких транспортных расходов. Доля затрат на транспортные услуги при формировании потребительских цен в удаленных районах достигает 80%», — сообщила Юлия Морозова.
Она подчеркнула, что для решения проблемы транспортно-логистической инфраструктуры региону необходима поддержка государства, самостоятельно краю не справиться с отсутствием причальных сооружений, недостаточностью судов необходимого класса, дефицитом грузоподъемной техники и плавсредств для работы в портопунктах.
О необходимости федеральной помощи также заявил первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Кирилл Бычков — в приобретении транспортных средств для организации завоза продовольственных товаров, иных грузов (грузов первой категории северного завоза) по межрайонным и внутрирайонным маршрутам. По его словам, до 90% грузов северного завоза в регионе доставляется в короткий период летней навигации по рекам, которые сильно обмелели и требуют обязательного проведения дноуглубительных работ.
Председатель комитета Государственной думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов рассказал, что после принятия закона о северном завозе группа законодателей приступила к разработке необходимых подзаконных актов. «На июньском заседании в Чукотском автономном округе, куда 97% северного завода доставляется водным транспортом, мы выявили проблемы, связанные с доставкой грузов по рекам, и… предложили увеличить критерии грузоподъемности судов, свыше которых необходимо предусмотреть двойные дно и борта. В связи с тем, что дополнительная потребность в судах порядка 1 тыс., мы запланировали при разработке закона о бюджете увеличить субсидии российским организациям на создание и внедрение в серийное производство судового комплектующего оборудования», — пояснил он.
По информации директора ФАНУ «Востокгосплан» Михаила Кузнецова, в географию северного завоза входят 1016 населенных пунктов, в нем задействованы 1392 объекта хранения грузов, 15 видов транспортных средств, включая беспилотники и малую авиацию, которые передвигаются по более чем 10 тыс. маршрутам. «Любопытно, что до 2021 года в среднем объем завоза был чуть менее 3,5 млн тонн грузов ежегодно, а в 2022 году, в преддверии принятия законопроекта «О северном завозе», некоторые регионы пересмотрели состав грузов, и объем северного завоза вырос почти в 2 раза», — добавил он.
Напомним, в настоящее время в географию северного завоза входят 25 российских регионов, где проживает 3 млн человек. Каждый год на доставку жизненно важных грузов и топлива по северному завозу предусматривается 87 млрд рублей. Чукотка принимает почти 10% грузов завоза, Камчатский край — 18%, Якутия — 55,5%.